24 июля 2008 г. в Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике состоялись общественные слушания «Роль общественных организаций в противодействии рейдерству в ходе жилищной реформы». По единодушному мнению всех участников и приглашенных представителей региональных общественных организаций, занимающихся проблемами местного самоуправления и реформирования ЖКХ, собственникам жилых помещений навязываются услуги конкретных УК, навязываются условия договоров, исполнение которых невозможно проконтролировать, а при попытке организации ТСЖ инициативные группы встречают огромное сопротивление муниципальных чиновников и контролируемых ими управляющих компаний. Как показали выступления участников слушаний, проблема реализации собственниками своих прав по выбору способа управления общим имуществом многоквартирных домов стоит настолько остро, что рискует перерасти в социальный взрыв не менее серьезный, чем проблема «обманутых дольщиков».
По итогам слушаний были приняты рекомендации по включению обсуждаемой темы в разрабатываемую Правительством «антирейдерскую» программу.
Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике
ПРОГРАММА общественных слушаний «Роль общественных организаций в противодействии рейдерству в ходе жилищной реформы»
Зал заседаний Общественной палаты
|
«24» июля 2008 г. 11.00-14.00
|
11.00-11.10 |
Приветственное слово. Алексеев Олег Борисович, заместитель председателя Комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике, Глазычев Вячеслав Леонидович, председатель Комиссии по региональному развитию, Гриб Владислав Валерьевич, заместитель председателя Комиссии по региональному развитию.
|
11.10-11.20 |
Стратегические задачи по интеграции общественных институтов для преодоления рейдерства в жилищной сфере. Алексеев Олег Борисович, заместитель председателя Комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике.
Блок 1. Правоприменительная практика и рейдерские схемы: общий обзор и анализ
|
11.20-11.30 |
Анализ сложившихся схем недружественных захватов домов, управление и несанкционированное использование общедолевой собственности и придомовой территории. Юнисова Евгения Исааковна, исполнительный директор Ассоциации ТСЖ и ЖСК.
|
11.30-11.50 |
Анализ правоприменительной практики на региональном и местном уровне: конфликт региональных и местных законов с федеральными. Юнисова Евгения Исааковна, исполнительный директор Ассоциации ТСЖ и ЖСК, Стрижак Никита Михайлович, генеральный директор Юридической служоы.
Реплики. Примеры конкретных конфликтных ситуаций:
|
11.50-11.55 |
Рейдерские схемы Перми. Лунева Татьяна Рудольфовна, председатель ЖСК-10, г. Пермь, член Пермского клуба председателей ТСЖ «Большая 10-ка».
|
11.55-12.00 |
Рейдерская схема против ТСЖ «Святогор», г. Лыткарино. Болгова Надежда Юрьевна, председатель правления ТСЖ «Святогор».
|
12.00-12.05 |
Проблемы отбора управляющей организации для управления многоквартирным домом в Мурманске. Куликов Александр Николаевич, председатель правления региональной общественной организация «Мой дом».
|
12.05-12.10 |
Захват общедолевой собственности в г. Москве. Катаев Дмитрий Иванович, председатель ОС при МГД.
|
12.10-12.15 |
О рейдерстве в Санкт-Петербурге. Акимова Марина Яковлевна, Председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ города Санкт-Петербурга.
|
12.15-12.25 |
О рейдерских схемах в Краснодаре. Черкасский Андрей Витальевич, официальный представитель ТСЖ «Аврора», г.Краснодар.
Блок 2. Роль общественных организаций (а также ТСЖ и УК) в преодолении рейдерства.
|
12.25-12.35 |
Общественные инициативы по преодолению рейдерства. Пример из региона. Лунева Татьяна Рудольфовна, председатель ЖСК-10, г. Пермь, член Пермского клуба председателей ТСЖ «Большая 10-ка».
|
12.35-12.45 |
Развитие эффективных механизмов защиты от рейдерства через систему жилищного просвещения. Институты поддержки ТСЖ и ЖСК. Егоров Константин Борисович, председатель правления некоммерческой организации «Фонд поддержки общественных инициатив «Гражданская позиция», доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Пермского государственного педагогического университета.
|
12.45-12.55 |
Рекомендации для конструктивного взаимодействия федеральных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций по вопросам преодоления рейдерства. Шрамко Ирина Павловна, Руководитель ГУ "Центр реформы в ЖКХ".
Блок 3. Обсуждение основных блоков комплекса мер и плана первоочередных действий по антирейдерству
|
12.55-13.05 |
Рейдерство в жилищно-коммунальной сфере: методы противодействия. Орфенов Александр Борисович, заместитель генерального директора МГК«РосРазвитие».
|
13.05-13.15 |
Инициативы Общественной палаты по внедрению механизмов общественного контроля и мониторинга ситуации по рейдерству. Алексеев Олег Борисович, заместитель председателя Комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике.
|
13.15-13.55 |
Определение задач на ближайшую перспективу. Дискуссия.
|
13.55-14.00 |
Заключительное слово. Закрытие заседания. |
Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике
РЕШЕНИЕ общественных слушаний "Роль общественных организаций в противодействии рейдерству в ходе жилищной реформы" 24 июля 2008 года
Анализ правоприменительной практики в сфере управления многоквартирными домами в регионах России выявил новую разновидность рейдерства - рейдерство в сфере ЖКХ. Оно направлено на незаконное присвоение собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах и коттеджных поселках, нарушение прав граждан на выбор способа управления, присвоение средств за оплату технического обслуживания и других коммунальных услуг.
Источниками рейдерства являются несовершенства законодательства, позиции судов и системная коррупция. Следствием подобного явления становится практика манипулирования или блокирования создания ТСЖ или выбора управляющей компании со стороны местных органов власти, застройщиков и инвесторов, управляющих организаций.
Важное место в преодолении данного явления занимают организации гражданского общества, которые выступают от имени граждан во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, судебными и надзорными органами, средствами массовой информации и бизнесом. Усиление роли некоммерческих организаций способно повысить уровень квалификации гражданских организаций в разрешении конфликтных ситуаций и повысить эффективность реформирования отношений в жилищной сфере.
С целью выведения дискуссии о рейдерстве в ЖКХ на федеральный уровень, привлечения внимания представителей различных федеральных ведомств к проблеме, создающей угрозу реализации Жилищной реформы и дискредитирующей жилищное самоуправление, определения роли и места общественных организаций в борьбе с рейдерством, Комиссия Общественной Палаты РФ по МСУ и жилищной политике предлагает принять следующий комплекс первоочередных мер:
- Создать Рабочую группу при Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике для проведения общественного мониторинга рейдерства в сфере ЖКХ и подготовки предложений по эффективным механизмам защиты от рейдерства;
- Создать информационную площадку в Интернете для размещения информации посвященной теме безопасности в сфере управления жильем -"антирейд";
- Провести выездные заседания в регионах при участии ассоциаций бизнеса, органов власти, правоохранительных органов по координации взаимных усилий по снижению уровня нарушений прав граждан в жилищной сфере.
- Обобщить и распространить успешный опыт некоммерческих организаций по сетевому межрегиональному сотрудничеству в сфере правового просвещения собственников и преодоления рейдерства;
- Усилить общественный контроль исполнения органами местного самоуправления обязанностей по реализации информационных кампаний в сфере жилищно-коммунальной реформы;
- Поручить Ассоциации некоммерческих организаций по содействию и развитию ТСЖ и ЖСК проведение общественного мониторинга рейдерства в ЖКХ в регионах РФ;
- Провести следующее заседание Комиссии на тему рейдерства по результатам проведенного мониторинга;
- Направить следующие предложения в федеральные органы власти:
1. Направить обращение в Правительство РФ о необходимости развития целевых программ по информационному обеспечению населения по вопросам жилищно-коммунальной реформы (в том числе в рамках ФЦП "Жилище" и национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России") и региональных информационных кампаний в рамках реализации 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
2. Направить обращение в Федеральную налоговую службу РФ о том, что документы, представляемые в ФНС о ликвидации ТСЖ, смене состава правления, председателя правления должны проходить дополнительную обязательную экспертизу и проверку. Пристальное внимание должно уделяться заявлениям о ликвидации ТСЖ или смене формы правления. Такая проверка должна гарантировать законность принятого решения.
3. Направить обращение в Государственную Думу РФ с предложением учесть интересы жилищных отношений в рамках готовящихся поправок в УК РФ;
4. Направить обращение в Федеральную службу по тарифам с предложением о принятии мер по разработке механизмов контроля сбытовой надбавки на коммунальные услуги.
Перейти - Статьи, обзоры »
вверх >
|